МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ

Еще с прошлого века мотив многими психологами трактовался как побудительная (движущая) сила, как побуждение (говорить о «побудительных» мо­тивах, как часто делается, это все равно что сказать «масло масляное»: мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо не делать). При этом, как всегда, нестрогость в использовании понятий привела к тому, что за мотив стала приниматься любая при­чина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом биологи, физиологи и психологи-бихевиористы за мотив в основном принимали внешний стимул (даже И. М. Сеченов писал, что первая причина всякого человече­ского действия МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ лежит вне его). Между тем Г. Олпорт справедливо отмечает, что в качестве объектов, побуждающих деятельность человека, могут выступать и отсут­ствующие (представляемые или воображаемые) объекты. Таким образом, побудите­лей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль). Однако не все они могут быть отнесены к мо­тивам. Возникает вопрос: что может служить критерием различения мотивационных и немотивационных детерминант, т. е. какие причины можно рассматривать как мотивационное побуждение, а какие — нет?

В западной психологии распространенным решением этого вопроса является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят толь­ко МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направ­ленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализа­ция определяются не причиной, а опытом и научением. Но, как отмечает Ж. Нюттен, в этом случае понятие «мотивация» становится излишним, так как процессы стимуляции и научения достаточны для объяснения поведения. Кроме того, с точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), отдельные механизмы мотивации отвечают именно за способ поведения, т. е. за то, как делается.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. «Мотивация — через психику реализующая МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ­ся детерминация», — писал С. Л. Рубинштейн. Поэтому должна быть детерминиро­вана не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затра­гивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимае­мое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готов­ность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ (побуж­дает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осоз­нанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива. X. Хекхаузен по этому поводу пишет, что мотивация — это побуждение к действию опре­деленным мотивом (обратим внимание: не стимулом, а именно мотивом). Последовательным сторонником точки зрения, что мотив — это осознанное по­буждение, является В. И. Ковалев. Побуждение он рассматривает как самостоятель­ный психологический феномен, хотя и проистекающий от отражения в сознании потребностей, но имеющий свою специфику. В связи с этим он отделяет мотив от установок, целей МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ, отношений, состояний, влечений, желаний. У М. Ш. Магомед-Эминова (1987) мотив — только один из видов побуждений, наряду с потребностя­ми, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т. п. В то же время ряд психологов (в частности, А. А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1989) не сводят мотив к побуждению и даже более того — отделяют мотив от побуждения.



Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декла­рируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

мотив —> побуждение —> действие (X. Хекхаузен),

побуждение (мотив) —> действие (В. И. Ковалев),

побуждение —> мотив -> действие (А. А. Файзуллаев).

Ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива, то он теряет побудительную МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ силу и говорить о нем становится просто бессмысленным. В то же время свести мотив только к побуждению также нет достаточных оснований.

Во-первых, побудительностью обладает и потребность, о чем уже говорилось в предыдущей главе, причем побуждение можно рассматривать как состояние внутрен­него (потребностного) напряжения — состояние, одинаковое для разных мотивов.

Во-вторых, побуждение в силу своей неспецифичности не раскрывает содержа­тельную сторону мотива, не объясняет причину и смысл проявляемой человеком активности (если, конечно, не принимать, как это, к примеру, у В. И. Ковалева, за побуждение сам мотив).

Например, побуждение к занятиям спортом может быть сначала обусловлено необходимостью укрепления здоровья, затем МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ получением удовольствия от процесса выполнения физических упражнений, потом — стремлением достигнуть определен­ного спортивного результата и т. д.

Как видим, побуждение не дает ответов на вопросы — почему, для чего, из-за чего? А ведь понятие мотива нужно прежде всего для того, чтобы получить ответы на эти вопросы. Неслучайно X. Хекхаузен, говоря о мотивации, делает упор на том, что она должна дать ответ на вопрос «зачем?»; он отмечает, что по отношению к непроизвольной активности этот вопрос лишен смысла, поскольку ей нельзя припи­сать намерения.

В-третьих, мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив — только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отри­цательными.

Признавая в большинстве случаев за мотивом побудительную силу (функцию), психологи, естественно, задумываются о том, откуда эта побудительная энергия берется. И тут снова возникают различия во взглядах об истоках побудительности. Одни считают, что побуждение берется от потребности, другие — от предмета удов­летворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по-разному. У одних — это побуждение к действию, у других — это то, что МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ побуждает к постановке целей. Наконец, в ряде случаев побуждение как состояние, как энерге­тический заряд подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориен-тациями, потребностями, целями, интересами.


documentauctfhx.html
documentauctmsf.html
documentauctucn.html
documentaucubmv.html
documentaucuixd.html
Документ МОТИВ КАК ПОБУЖДЕНИЕ